red_eyes

Краткий курс Вырождения, Коррупции и Предательства (бюрократии)

Попросили меня тут кратко изложить причины развала СССР – но Остапа понесло. В общем, выношу на суд публики. По определенным причинам в тексте мало ссылок, но при необходимости их есть у меня.

Кадры решают всё

У социализма, при всех его преимуществах перед капиталистическим способом хозяйствования, есть две основные болевые точки. Социализм жив до тех пор пока:
1) руководители (и в определенной степени их кадровый резерв из народа – то что называлось "творческой активностью масс") развивают (не извращая сути) теорию или по крайней мере не забывают основные положения, ради чего, собственно, всё начиналось;
2) руководители не превращаются в самодостаточную "замкнутую касту" со своими классовыми интересами.

В общем, "кадры решают всё". Сталину до начала 50-х удавалось решать вторую задачу (в том числе мерами 1937 года, в котором, кстати, львиная часть крови была не на совести Сталина, но это отдельный разговор). Ему также удавалось "удерживать курс", в первую очередь, за счет личного авторитета. Здесь, однако, получилось так (не знаю, по вине ли самого Сталина или в силу исторической неизбежности), что он слишком много "замкнул на себя", поэтому после его смерти образовалась определенная пустота в этом смысле. И эту пустоту, естественно, заполнил Хрущев, точнее те настроения, которые он выражал и которым потакал.

Ленин как-то полушутя сказал, что в России 50 человек понимают марксизм, да и те неправильно. Сталин на ту же тему: "Один из опасных недостатков нашей партии состоит в понижении теоретического уровня ее членов. Причина - адская практическая работа, отбивающая охоту к теоретическим занятиям и культивирующая некую опасную беззаботность - чтобы не сказать больше - к вопросам теории". Эту цитату в полной мере можно применить к Хрущеву. Молотов: "Роль Хрущева очень плохая. Он дал волю тем настроениям, которыми он жил. Он бы сам не мог этого сделать, если бы не было людей. Никакой особой теории он не создал, в отличие от Троцкого, но он дал возможность вырваться наружу такому зверю, который сейчас, конечно, наносит большой вред обществу. Значит, не просто Хрущев. – Но этого зверя называют демократией… - Молотов: Называют гуманизмом, а на деле мещанство".

Тихий переворот 1956 года

Поэтому разваливаться СССР начал в феврале 1956 года, на 20-м съезде партии – не внешне, но внутренне. Идеологическая суть переворота 1956-го года заключалась в следующих основных моментах:

Collapse )

red_eyes

Q&A

Хотел спросить уважаемый народ за два вопроса.

1. Потребовалась тут площадка для стенд-элоун блога, в узкоспециальных целях. Основных требований пока вроде два: быстрый доступ и открываемость; относительная безгеморройность по части зависов, произвольных стираний и т.п. Могёт ли кто что посоветовать? У wordpress.com есть какие-то подводные камни? Blogger.com? …

2. Есть такая типа кубинская википедия по адресу http://www.ecured.cu. Хочу спросить, может ли кто из френдов зайти по упомянутому адресу – или, скажем, на http://ecured.cubava.cu/, http://www.cubava.cu/? Точно знаю, что из Италии народ заходит, мои же тырканья туда - стабильно ноль на массу. И, кстати, как и где можно узнать о причинах такого отказа в доступе к телу? Спасибо.

red_eyes

Широко живут кубинские коррупционеры

Страшный коррупционный скандал разгорелся на Кубе. Ведущая кубинская оппозиционерка Марта Роке опубликовала в сети шокирующие фото президента Национальной ассоциации кубинских экономистов Роберто Верье. Кубинские блоггеры взволнованы и негодуют. Вот что позволяет себе нынешняя кубинская партэлита, говорит Марта Роке, эти "наемники тоталитаризма".

Collapse )

red_eyes

Извращения на ровном месте

Всё-таки небесполезно иногда окунаться в чужой культурный контекст. Вот я окунулся и понял про себя две вещи: первое – что я латентный педофил, второе – что я латентный геронтофоб. Докладываю в подробностях.

Смотрю тут как-то кубинские фильмы для детей (кстати, хорошие фильмы, этакий добрый советский мессидж в современных красках и без нашей кондовости; рекомендовал бы всем, но они на страшном кубинском диалекте). Всё нормально, пока главная героиня фильма (девочка лет 11-12) не предстает в кадре в нижнем белье. И тут чувствую, что что-то не так. Блять, почему мой зрительский фокус как-то слишком застрял на этом белье? Неужели я потихоньку опедофиливаюсь? Да нет же, у меня ведь всегда все эти темы соития с неполовозрелыми вызывали и вызывают примерно ту же судорогу, что и вид поедания фекалий… Тогда почему?

Всё просто: непривычность такого ракурса изображения реальности в нашем современном культурном контексте. А всё необычное приковывает внимание, воленс или ноленс. Выходит, современный антипедофильский пуританизм провоцирует педофилию? Ну ладно я, старый больной человек, которому уже поздно менять сексуальные пристрастия, но если б мне отмотать хотя бы так лет 20-25 – ху его знает…

То же самое и в другом кубинском фильме, тоже для детской аудитории. Смотрю эпизод, в котором мама главного героя (мальчика лет 12) прыгает к нему на кровать, причем вроде как-то слишком фривольно, и целует его перед сном. И опять что-то внутри начинает диссонировать. Хотя на 100% уверен, что не будь у меня в голове всех этих заморочек антипедофильского дискурса – и внимания бы не обратил на эти, вполне естественные когда-то, вещи.

Аналогично и с "геронтофобией". Ввиду строгого следования нашей современной масскультурой принципу "старикам здесь не место", нормальная, казалось бы, демонстрация физиологических последствий старения на экране может вызвать у зрителя непривычную аффектацию. И вот я думаю: если под эту заразу подпал я, частично заставший иную культурную реальность, то как оно действует на людей, для которых эта реальность представляется единственно возможной?

red_eyes

Фидель и дети


Иногда мне кажется, что он питается душами умерших врагов. Попытался как-то представить себе всех современных ему политиков – какой-то бесконечный кастинг на выживание.

Комментарии к видео. Позавчера Фидель приехал открывать детский образовательный комплекс "Вильма Эспин Гиллуа". Вильма Эспин – покойная жена Рауля, вот тут они всей бригадой (рядом с Фиделем):

110.86 КБ


Детский центр построили за 11 месяцев по инициативе Фиделя (диктатор, хуле). Рассчитан на 140 учеников, педсостав: 29 учителей, врач и детский психолог (привет нашему нормативно-подушевому финансированию). В строительстве центра принимали участие сотрудники кубинского ФСО. (Кстати, фазенда Фиделя со спутника – вроде как побольше, чем у некоторых моих знакомых, хотя домик, конечно, лоховской). Пару часов Фидель пообщался с народом, а под конец предложил сообща заслушать песню "Возвращение друга" (3:25) в память Уго Чавеса. Сказал, что музыка хорошая и слова тоже ничего. Категорически с ним согласен. Примерный текст песни (фрагмент):

В прощании с другом – сдержанное "Прощай",
Застывшие слова, так и не сказанные ему,
Слезы, которые прячешь, не желая смириться с тем, что он ушел,
Боль, обернувшаяся славой, и бесконечный рассвет.
В уходе друга, смеющегося нам в ответ,
Нет ни прощания навсегда, ни урн с пеплом,
Ведь истерзанное болью сердце не хочет верить в то,
Как быстро смерть настигла его, пытаясь замарать его красную рубаху.
Сердечностью этого друга наполнен прибрежный бриз
Народа, еще недавно спавшего беспробудным сном, и нашего растерзанного континента
Никто не верит, что он ушел, просто на секундочку оборвалась месса,
Но он вернется, вернется вместе с Сандино, Че, Марти и Боливаром…

red_eyes

Школа жен

Из выступления М.С.Горбачева в Американском университете в Турции: "Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране. […] Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран.".

Интервью с Даниэлль Миттеран, 22 ноября 2011 г.:

Г-жа Миттеран: […] Май 1981 года был месяцем большой активности, поскольку мы готовились к вступлению Франсуа в должность президента. Я старалась сделать всё, что от меня зависело, чтобы реализовать те мечты о создании социалистического общества, пусть даже и в Европе. Однако вскоре я начала понимать, что эта Франция равенства и справедливости не могла появиться в то время. Тогда я спросила Франсуа: "Почему же теперь, когда у тебя есть власть, ты не делаешь то, что предлагал?" Он мне ответил, что у него нет власти противостоять мировому банку, капитализму, неолиберализму. Что он получил должность президента, а не власть. Тогда я поняла, что быть в правительстве, быть президентом – это всё не слишком много стоит в этих подчиненных капитализму обществах. И я испытала это на собственном 14-летнем опыте. […]

Когда я слышала в наших посольствах разговоры о "коммерчески корректном", в которых интересы всемогущего рынка доминировали перед солидарностью между народами, мне хотелось бежать оттуда. Я не могла поверить, что "бульдозеры" рынка смогут сравнять с землей сами основы нашей культуры. И тем не менее они сделали это […]

Во время празднования двухсотлетия Декларации прав человека, в июле 1989 года, я поняла, до какого уровня наша страна подчинена Соединенным Штатам. Франция не пригласила тогда некоторых политических деятелей, прежде всего, латиноамериканских. Чисто случайно они относились к числу тех, кого Вашингтон хотел лишить власти и уничтожить. Я не хочу называть имена, но это всё очень легко проверить. Помню, как сказала тогда Франсуа: "Мы что, до такой степени зависим от настроения Соединенных Штатов, что не можем даже выбирать, кого нам приглашать на собственные праздники…?" Это был позор. […]

И Куба тоже находилась в тисках американской блокады, которая продолжается и по сей день и единственная цель которой - разрушить все те чудесные достижения в социальной сфере, которые принесла с собой эта революция: это было нечто уникальное для Латинской Америки, практически невозможное в стране третьего мира.

Я посетила Кубу в 1989 году, когда она осталась один на один с Вашингтоном, поскольку уже не имела поддержки СССР. По возвращении я сказала Франсуа: "Ты не можешь бросить Кубу. Эта революция много сделала для народа. Франция не может быть служанкой Соединенных Штатов". Он мне ответил, что Франция одна ничего не сможет сделать, что в Европе никто за ним не пойдет. Что в руках США вся экономическая и политическая власть, пропаганда, а также контрреволюционеры в Майами. И сегодня я продолжаю утверждать, что эта революция заслужила того, чтобы продолжаться, поскольку была сделана народом и пользуется поддержкой народа. Именно поэтому Соединенным Штатам не удалось сломить ее.

Фиделя я знаю много лет. Мы провели в дискуссиях с ним много часов, говоря друг с другом начистоту. Я высказывала ему всю свою критику насчет политической сферы. Однажды я спросила его, почему он выслушивает всё это от меня. И он мне ответил: "Потому что ты искренний друг. А критику друзей следует принимать, потому что она искренняя, даже если мы в чем-то и не сходимся друг с другом".

Collapse )

red_eyes

К сведению колонизуемых

Испанскую колонизацию Америки принято представлять как-то так: упыри-конкистадоры кормят собак индейскими детьми, убивают по 600 детей за раз [#] и т.д. Англосаксы на этом фоне выглядят практически святыми: ну, одеяла с оспой там, награды за индейские скальпы, истребление бизонов и тому подобные шалости. И тем не менее по итогам двух колонизаций (испанской в Южной и Центральной Америке и англосаксонской – в Северной) имеем следующие цифры:

37.92 КБ

Источники:
http://convergencia.uaemex.mx/rev38/38pdf/LIZCANO.pdf
http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-10.pdf
См. также:
http://en.wikipedia.org/wiki/Ethnic_groups_in_Latin_America

Итого в США сейчас ~5,2 млн. индейцев и метисов (1,6% населения), если верить статистике. В начале 20 века, кстати, было порядка 200 тысяч. Значительная часть североамериканских индейцев проживает на территории Калифорнии, Аризоны и Нью-Мексико, завоеванных США только в 1848 году. Возможно, карта резерваций может дать некоторое представление о том, как чисто работает англосаксонская метла. Ну и, наконец, "большинство некоренных американцев [в США] признались, что редко сталкивались с индейцами в повседневной жизни и имеют расплывчатое представление об их проблемах". [2007, Public Agenda."Walking a Mile: A Qualitative Study Exploring How Indians and Non-Indians Think About Each Other"] В то время как в Южной Америке индейцы и метисы (Моралес, Умала, Чавес) вовсю становятся президентами и даже предлагают переименовать Латинскую Америку в Индейскую.

Испанцы, конечно, не были святыми, и фанатизма там хватало. Однако доля метисов в Латинской Америке, по-моему, вполне очевидно свидетельствует о том, что испанцы несколько более, чем англосаксы, считали коренное население за людей. Ниже приводятся фрагменты книги В.Мессори "Черные страницы истории церкви", затрагивающие различия двух колонизаций, а также итоги информационной войны Англии и Голландии против Испании, более известные как "черная легенда" [см. Black Legend]. Хоть автор, по-моему, и перегибает с апологетикой католических колонизаторов, однако его критика северных пуритан более чем обоснованна.

"Пьер Шано, современный историк, которого трудно подозревать в необъективности, так как он является кальвинистом, пишет: "Антииспанская легенда в своей североамериканской версии (между прочим, в европейской версии относится, прежде всего, к инквизиции) исполняла роль удобного клапана для защиты. Предполагаемый погром индейцев, совершенный испанцами в XVI веке, может утаить массовые уничтожения, совершенные североамериканцами в XIX веке на западной границе". […]

Возвращаясь к проблеме коренных жителей, которых, как мы уже говорили, в сегодняшних Штатах Америки почти не осталось, можно добавить, что зарегистрированных "членов индейских племен" насчитывается где-то около полутора миллиона. На самом же деле эта цифра незначительна и она может быть еще уменьшена, если принимать во внимание тот факт, что для того, чтобы состоять в этом списке, достаточно иметь одну четвертую часть индейской крови.

Иное положение сложилось на Юге. В мексиканских, индейских районах и на многих территориях Бразилии [?] почти девяносто процентов населения состоит непосредственно из потомков древних жителей или потомков метисов. Более того, так как культура США не заимствовала ничего из индейской культуры, кроме нескольких слов, поскольку она развивалась на основе европейской культуры, практически без какого-либо смешения, то в Америке испанско-португальской процесс расового смешения положил начало развитию новых культур и обществ.

Несомненно, этот процесс зависел не только от уровня развития конкретных народов, с которыми встретились как англосакские, так и иберийские завоеватели на этом континенте, а также от разных религиозных основ. В отличие от испанских и португальских католиков, вступавших в брак с индианками, признавая их за такое же человеческое создание, как и они сами, протестанты (согласно своей логике, которую вывели из Ветхого Завета) имели чисто расистский характер, при этом говорили о культурном и моральном превосходстве, считая себя "избранной лозой", происходящей от Израиля. Сочетая это с теологией о предназначении (индеец является существом интеллектуально и морально не развитым и создан на проклятие, в то время как превосходство белого является знаком избранника Божьего) привело к тому, что смешение этническое и даже культурное сочеталась с беспощадной жестокостью над провидением Божьим.

Такое происходило с англичанами не только в Америке, но и в других странах мира, куда прибывали европейцы, представляющие протестантскую традицию. Примером этого является южно-африканский апартеид, типичное творение, схожее с теологией голландского кальвинизма. […]

Collapse )

red_eyes

Про крестик и трусы

Давно меня терзает вот какой вопрос: как в одной голове могут сочетаться мысли "информация должна быть свободной" и "я против социализма"? Нет, я, допустим, понимаю такой подход: "Я качаю "пиратку" потому, что это экономит мои деньги, а когда я стану кинопродюсером, то потребую введения смертной казни за пиратство – чтобы опять-таки сэкономить мои деньги". Пусть цинично, но хотя бы логично. Но когда человек говорит, что он идейно за свободу информации и одновременно против социализма – мне кажется, он чего-то не додумал в своей голове. Несогласные в зале есть?
red_eyes

Homo homini liberalus est

Уго Рафаель Чавес Фриас: "Несомненно, есть подъем, он ширится по всему латиноамериканскому континенту, и на Карибах тоже, но прежде всего в Южной Америке: от Буэнос-Айреса до Бразилии, от Монтевидео до Ла-Паса… И повсюду вспыхивает эта страсть, этот пыл…" [впрочем, как я ни извращайся, мне все равно не передать на русский слово fervor во всем объеме коннотаций]

Крайне занятный фильм по наводке leon_rumata: "War on Democracy" (2007, русские субтитры, реж. Дж.Пилджер и К.Мартин). Про Чавеса, Венесуэлу, Латинскую Америку, США и пр. Навел меня на кучу мыслей, в т.ч. таких, казалось бы, посторонних и разрозненных, как те, что ниже.

Никак не могу избавиться от дурной высматривать за идеологически-мировоззренческими конструкциями людей их какие-то базовые психические структуры и предустановки. Вот, например, смотрю на респектабельного носителя либеральной идеологии – а вижу почему-то 12-летнего подростка, чморимого одноклассниками. За что чморимого? За то, что слишком выёбистый, за то, что противопоставляет себя, умничает, смотрит на всех свысока...

Потом подросток вырастает, его мировоззрение пополняется словами "быдло", "элита", "личностный рост" и "Айн Рэнд". Если его вдруг угораздило каким-то чудом попасть в армию – сливайте воду, 90% жертв дедовщины – это из этой колоды. Хотя этого обычно не случается в силу особенностей семейного статуса, поэтому дальше идет успешная карьера, часто немеритократического свойства. Первых ролей достигает редко, что еще более усиливает концентрацию мочи в организме. Моментально аггломерируется с себе подобными, образуя устойчивые связи, хоть в глубине души и считает их быдлом. Обладает пониженной склонностью к деторождению. Живет, как правило, долго, к старости превращаясь в нечто совсем уж омерзительное.

Конечно, жизнь не так примитивно-схематична - ну так ведь и я не господь бог.

Странно, что либерализм и фашизм принято преподносить как вещи несовместные. Наверное, это просто совпадение, что Муссолини вырос на теории элит В.Парето, а Гитлер на индивидуализме Ницше ("чем аристократичнее общество, тем оно более развито", "ибо люди не равны, так говорит справедливость" и т.д.). Видимо, прорвавшийся при Хрущеве интерес к западным теориям управления (В.Терещенко), лекции Г.П.Щедровицкого в Минэнерго в 1981 г. и тому подобное – всё это тоже не имело никакого отношения к разложению советских "элит" (и не в обэлитаривании ли себя состояло это разложение?) Наверное, и то, что ключевыми моментами "холодных войн" являются "программы лидерства" и "молодежь" – тоже не имеет ко всему этому никакого отношения.

"В Америке национальной происходят еще более странные процессы. Я бы назвал их постепенной фашизацией общества. […] Стало резко расти количество, говоря нашей терминологией, "тоталитарных сект", а в действительности — жестко структурированных корпоративных идеологических структур (часть из которых ориентируется на апокалиптическое мироощущение). С другой стороны, и само государство начинает вести себя с согражданами "по законам военного времени". (#)

Из беседы И.В.Сталина с Г.Уэллсом, 23 июля 1934 года

"С одной стороны, класс имущих, в руках которых банки, заводы, рудники, транспорт, плантации в колониях. Эти люди не видят ничего, кроме своего интереса, своего стремления к прибыли. Они не подчиняются воле коллектива, они стремятся подчинить любой коллектив своей воле. С другой стороны, класс бедных, класс эксплуатируемых, у которых нет ни фабрик, ни заводов, ни банков, которые вынуждены жить продажей своей рабочей силы капиталистам и которые лишены возможности удовлетворить свои самые элементарные потребности. Как можно примирить такие противоположные интересы и устремления? Насколько я знаю, Рузвельту не удалось найти путь к примирению этих интересов. Да это и невозможно, как говорит опыт. […] Что может противопоставить президент воле класса капиталистов? […]

Когда я говорю о капиталистах, которые стремятся лишь к профиту, к наживе, я этим вовсе не хочу сказать, что это - последние люди, ни на что иное не способные. У многих из них несомненно крупные организаторские способности, которые я и не думаю отрицать. […] Но если Вы говорите о людях, готовых реконструировать мир, то их, конечно, нельзя найти в среде тех, которые верой и правдой служат делу наживы. Мы и эти люди находимся на противоположных полюсах. […]

Дело в том, что классы, которые должны сойти с исторической сцены, последними убеждаются в том, что их роль окончена. Убедить их в этом невозможно. […] Вы не правы, если думаете, что коммунисты влюблены в насилие. Они бы с удовольствием отказались от метода насилия, если бы господствующие классы согласились уступить место рабочему классу. Но опыт истории говорит против такого предположения".

10 огненных стрел против индивидуализма, или В чём не права Айн Рэнд?

Найден ген эгоизма

red_eyes

На злобу дня

Тов. Сталина можно упрекнуть в двух вещах: в том, что при нем были уничтожены сотни тысяч тех, кто этого не заслуживал, и в том, что при нем не были уничтожены сотни тысяч тех, кто этого заслужил. Гуманисты, ату меня.

Кстати, про обезьян. Всё-таки недалеко мы от них ушли. Вроде как уже и атомная бомба на дворе, а подсознание всё так же четко реагирует на рост человека. И телевизионщики по-прежнему ставят камеру на уровне подбородка (а кто понаглее – тот и на уровне пупка).

В жизни не вспомню, когда и из чего у меня сложилось неосознанное "мнение", что Сталин был небольшого роста. А поскольку на групповых фото никто над ним особо не возвышается, значит, все они там были пигмеи-коротышки. Хотя по данным царских сатрапов, рост арестанта И.В. Джугашвили был где-то в районе 170-172 см. Что при среднем росте российских новобранцев в 164,1 см (1874–1883 гг.) более чем неплохо. Для сравнения, после вековой акселерации: В.В. Путин - 172 см, Д.А. Медведев - 168 см.