Жора, он же Гога, он же Георгий Иваныч (i_contester) wrote,
Жора, он же Гога, он же Георгий Иваныч
i_contester

Categories:

Чудеса мультипликации - 3


Часть 3

"Иван Иванович сидел в большом светлом кабинете за письменным столом и работал. Из большой кучи бумаг на его столе он брал одну, писал на ней:
"Разрешить. Иван Иванович" - и откладывал в левую сторону. Затем он брал следующую бумажку, писал на ней: "Не разрешить. Иван Иванович" -
и откладывал в правую сторону. И так дальше: "Разрешить. Иван Иванович". "Не разрешить. Иван Иванович"."
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


Кстати сказать, в своем желании "пасть порвать" за Чебурашку ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм" не одинок. Компанию ему составил, разумеется, и автор литературного персонажа "Чебурашка" Э.Н.Успенский:

"Впрочем, претензии от "Союзмультфильма" – вовсе не самое страшное из того, что может ожидать создателей "Самого лучшего фильма". Александр Зубарев, президент компании "Семь радуг" и официальный представитель писателя Эдуарда Успенского по коммерческой реализации его авторских прав, в беседе с корреспондентом "Парка культуры" пообещал создателям ленты "огромный скандал на самом высоком политическом уровне. [...]

По словам господина Зубарева, создатели фильма выходили на него в прошлом году. Когда он попросил показать ему сценарий, для того чтобы убедиться, что образ Чебурашки не будет использоваться неподобающим образом, просители исчезли и больше не появлялись. [...]

По словам господина Зубарева, сейчас писатель готовит несколько писем – в том числе президенту Путину, в Государственную думу и Министерство культуры, чтобы обратить внимание властей предержащих на этот вопиющий, по его мнению, факт."

Забавно. В нашей подворотне это называется "быковать" и "рамсить". В околокультурной среде, правда, предпочитают слова "щупать почву" и "пиариться".

О своем конкуренте (ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм"), кстати, Э.Н.Успенский как-то высказался в таком духе:

"Не является этот государственный "Союзмультфильм" правообладателем чего-нибудь стоящего. Они владеют, может, пятьюдесятью малоинтересными мультфильмами. В основном все происходит по договоренности с авторами: нужны права на Винни-Пуха - они позвонили Хитруку, позвонили наследникам Заходера и с их согласия заключили договор. Позвонили Шварцману, позвонили Ярыкалову, другим художникам и договорились. Дали им проценты. Это просто копейки, поэтому меня там нет ."

"Одно только смущало Гену: - Понимаешь, - говорил он Чебурашке, - увидят меня мои знакомые и скажут:
"Вот тебе раз, крокодил Гена, а занимается такой несерьезной работой!" Неудобно получится!"
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


8КБ
История о том, каким таким чудом визуальный образ Чебурашки стал вдруг принадлежать г-ну Э.Успенскому, уже, пожалуй, стала хрестоматийной и уходит своими корнями в … в общем, куда-то уходит… С удовольствием описал бы ее в подробностях, но, боюсь, у меня банально закончится Word (без эмоций, гг. линуксоиды, я уже практически на пути к новой жизни).

Кому интересно, могут почитать точку зрения как одной стороны (1, 2, 3, 4), так и другой (1, 2). Или ознакомиться, например, с "разбором полетов" Ирины Тулубьевой по олимпийским (2004 г.) делам.

"Да, - сказали десять крокодилов, после того как прочитали заметку, - надо же так подправить! - Врунишка он!"
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


10КБ3КБКраткое резюме (по состоянию на конец прошлого, 2007 года): авторские права на Чебурашку суд отдал не художнику-постановщику Л.Шварцману, а сценаристу Э.Успенскому. Фамилия Л.Шварцмана в титрах, дескать, ничего не доказывает, поскольку из представленных г-ном Успенским документов следует, что в обязанности художника-постановщика входит лишь контрольная, административно-распорядительная и хозяйственная функции, но никак не создание персонажа.

"Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда же его поместить - то ли к зайцам то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам."
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


Персонаж как объект авторского права, как известно, - новелла 4-й части ГК. Он же - очередной шаг навстречу международному копирайту. Он же - следующий шаг в болото судебных дрязг "всех против всех". Он же – хрен пойми что такое.

Часть 4 ГК РФ не разграничивает литературных и изобразительных персонажей. В.Энтин утверждает, что "это может привести к тому, что в будущем времени появится огромное количество споров по вопросам интеллектуальной собственности". Не соглашусь: не "может привести", а "обязательно приведет".

Лично я не понимаю, как можно литературный персонаж как таковой скопировать на сырок, перевести в 3D и тэ-дэ?! Литературный персонаж – это образ, выраженный литературными средствами (проще говоря – текстом). Литературный персонаж как таковой можно использовать только в текстовом произведении (либо в текстовом "пласте" этого произведения). Точно так же, как музыкальный образ выражается звуками и не может воспроизводиться на холсте. Потому что литература, музыка, графика – это разные, как теперь модно говорить, медиа (художественные среды) со своими собственными выразительными средствами, языком, кодом, если угодно.

Но это я так считаю. А, например, Гришка Страфишелкин из соседнего подъезда считает иначе. Короче, юристы-доктринеры будут спорить до усрачки, суды – исходить из духа законов, судорожно пытаясь его поймать, а организованные пиратские группы – печатать левые диски, поплевывая и на тех, и на других.

Кстати – вы разве не заметили, что в этом тексте я уже в десятый раз пирачу один очень известный музыкальный образ? Какой? - Шостакович, Седьмая ("Ленинградская") симфония, "Тема нашествия".

В ряде зарубежных стран (прежде всего, в США, естественно) есть тенденция рассматривать в качестве "персонажей" не только вымышленных героев, но и актеров, исполняющих те или иные роли, а также известных спортсменов, моделей и т.д. В итоге права на "персонаж" оказываются тесно связанными с правами исполнителей, а также правами граждан на использование их изображений.

Кроме того, в тех же США, например, копирайт довольно часто охраняет и такие названия персонажей, которые не только не отличаются оригинальностью, но и наоборот - представляют собой широко распространенные словосочетания, фамилии и проч. ("Супермен", "Микки Маус", "Карлсон", "Гарри Поттер"). Мне пока не доводилось слышать про случаи, когда человек по имени Гарри Поттер был вынужден под давлением агентов г-жи Роулинг сменить имя и фамилию на другие, не зарезервированные еще; но когда услышу – не удивлюсь ни разу.

Кстати, на сайте Э.Успенского висит перечень персонажей его произведений. В том числе: девочка Галя, пес Шарик, мама Римма, папа Дима, тетя Тамара и девочка Катя. А также некий фотограф Стелькин, который, по данным компетентных органов, приходится дальним родственником известному взяточнику Стелькину из к/ф "Берегись автомобиля".

Теперь другой момент. Допустим, Л.А.Шварцман отсудит себе права автора на зрительный образ Чебурашки. Но ведь мультфильм про крокодила Гену создавали не только Э.Успенский и Л.Шварцман. Над ним работали 4 художника-мультипликатора, 11 изготовителей кукол плюс художник мультфильма. А также (и прежде всего) режиссер-постановщик Р.А.Качанов.

Это мы, кстати, только зрительный образ вспомнили, а ведь есть еще и звуковой (Клара Румянова, Владимир Шаинский и др.).

Так что теперь, наконец-то, нашим судам будет чем заняться. А то ведь до этого всё фигней какой-то страдали.

"А почему это хорошо, что я зеленый и плоский? - Потому, что если вы ляжете на газон, то вас не будет видно.
- А зачем я должен лежать на газоне? - снова спросил крокодил. - Об этом вы узнаете потом."
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


У Лоуренса Лессига в его книге "Свободная культура" есть, в частности, такая история. Джон Элзе, преподаватель, снимает отличные документальные фильмы - не для денег, а, так сказать, для души. В 1990 году при съемках очередного фильма про какую-то оперную постановку под объектив случайно подвернулся телевизор, на котором показывали "Симпсонов". Элзе рассудил, что нюанс с "Симпсонами" в телевизоре поможет придать эпизоду фильма нужную окраску. Через несколько лет, когда наконец-то нашлись деньги на завершение картины, Элзе, как честный Вася, пошел решать вопрос с авторскими правами на те несколько секунд "Симпсонов", которые попали в кадр.

Эльзе позвонил автору "Симпсонов", и тот, естественно, дал добро. Однако порекомендовал на всякий случай пообщаться еще и с продюсерской компанией. Там тоже не возражали, но порекомендовали на всякий случай связаться с головной компанией – студией "Fox". Элзе позвонил в "Fox", объяснил ситуацию - мол, так и так, несколько секунд "Симпсонов", автор и продюсер уже согласны – и радостно ждал ответа.

Ответ был примерно следующий: автор "Симпсонов" в вопросах лицензирования – никто и звать его - никак. Это раз. Лицензия (со скидкой для образовательных целей) стоит 10 000 "американских президентов", и не важно – пять секунд в кадре или тридцать пять. Это два. Расчет окончен.

Сначала Элзе подумал, что он ослышался. Но впоследствии вице-президент студии подтвердила сказанное, добавив при этом: "А если станете ссылаться на меня, я натравлю на вас наших адвокатов". Заместитель вице-президента потом шепнул обалдевшему режиссеру-любителю: мол, take it easy, им тут плевать на всё с высокой колокольни, кроме денег.

Естественно, у Элзе не было 10 000 долларов и "Симпсонов" он из своего фильма убрал.

Когда американские юристы слышат эту историю, им, в первую очередь, приходит на ум мысль – а как же концепция "добросовестного использования" (fair use)? Пять секунд некоммерческого фильма - это ж fair use в чистом виде, и никакого разрешения не нужно! Почему же Джон Элзе ей не воспользовался?

Дело в том, что на телеканале, где он собирался показать свой фильм, обязательно спросили бы страховку на случай ошибок и оплошностей. Страховой агент, в свою очередь, обязательно потребовал бы детальное "описание видеосигнала", с указанием источников и лицензионной чистоты каждого кадра. Элзе мог сколько угодно с пеной у рта твердить про fair use, но агенту и телеканалу нужна уверенность в беспроблемности материала, а не доктрины юристов-теоретиков.

"Будучи режиссером документального кино, работающим до изнеможения и за смехотворную сумму, - говорит Джон Элзе, - я меньше всего хотел рисковать неприятностями с законом - даже мелкими неурядицами из-за того, что пойду на принцип. Да, я поговорил с одним адвокатом, который подтвердил, что это было "добросовестным использованием". Но он также уверил меня, что студия преследовала бы меня и донимала исками всю жизнь, вне зависимости от моих намерений. Адвокат дал мне понять, что вся борьба сведется к вопросу о том, у кого больше юридический отдел и глубже карманы, у меня или у них."

Такая практика показывает, заключает Л.Лессиг, как далеко ушло право от своих корней восемнадцатого века. "Закон появился в качестве щита, оберегающего прибыль издателей от нечестной конкуренции со стороны пирата, а превратился в меч, карающий любое использование, творческое или нет."

"Через несколько дней, вечером, Гена устроил маленькое совещание. - Может, это не совсем тактично, то, что я хочу сказать, - начал он, - но все-таки я скажу.
Мне очень нравится то, что мы с вами делаем. Это мы просто здорово придумали! Но с тех пор как мы все это здорово придумали, я потерял всякий покой!"
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


В завершение спешу поделиться радостной вестью. Когда-то давно Эдуард Успенский в своей книге "Крокодил Гена и его друзья" презентовал Чебурашку так: "Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру?"

Все эти годы вопрос личностной самоидентификации Чебурашки не мог не волновать лучшие умы Отечества. События последних лет наконец-то сорвали покров тайны: Чебурашка оказался дойной коровой.

5,00 КБ

"Горячая десятка" самых богатых мультперсонажей мира

28КБ
Увеличить



Часть 1
Часть 2
Tags: copyright
Subscribe

  • Инфляция автора

    "А ты, поэт! избранник неба, глашатай истин вековых" (Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин) Не так давно Леонид Каганов опубликовал статью "…

  • Реальность, данная в ощущениях

    " Встретились весною дети с Лениным": И.Засурский: …Когда авторское право вводилось, смысл этой истории был в том, чтобы общество от этого стало…

  • Rage against the type machine

    В редакцию нашего журнала пришло письмо от молодого человека N, адресовавшего его работникам современной культурной индустрии. После долгих споров,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments