Жора, он же Гога, он же Георгий Иваныч (i_contester) wrote,
Жора, он же Гога, он же Георгий Иваныч
i_contester

Category:

Чудеса мультипликации

"Они хотели, чтобы их любили – и их полюбили!"
(из рекламного ролика "Самого лучшего фильма")


Недавно в новостях сквозануло про возможную тяжбу между ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм" и Comedy Club Production из-за доли малой в сборах "Самого лучшего фильма". Комменты, как водится, пестрят смехуёчками. Между тем, тут "тенью отца Гамлета" мелькнула трагическая история российской анимации и людей, на чьих мультфильмах мы выросли. Кому интересно, какая тут связь - читайте .

Часть 1

"Чебурашка решил начать разговор издалека. - Солнышко светит, травка зеленеет! - сказал он. - А нам вот так нужны гвозди! Не дадите немножко?"
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


Вначале само сообщение от РБК daily:

Честь Чебурашки защитят от Comedy Club

14,97 КБРекордные сборы "Самого лучшего фильма" могут стать причиной ряда судебных исков. Как стало известно РБК daily, ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм" уже планирует обратиться к создателям фильма, компании Comedy Club Production, с требованием выплатить компенсацию за использование в фильме образа Чебурашки. В случае отказа ФГУП готово обратиться в суд. Эксперты считают, что вслед за "Союзмультфильмом" с претензиями к Comedy Club Production начнут обращаться и другие компании.

О планах ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм" РБК daily рассказал его официальный представитель Арнольд Татаринцев. По его словам, используя образ Чебурашки в "Самом лучшем фильме", его создатели, Comedy Club Production, нарушили авторские права "Союзмультфильма". "Мы являемся правопреемником советской киностудии "Союзмультфильм", и нам принадлежат права как на использование мультфильма, так и отдельных его элементов, в том числе персонажей, которые создавались на студии. Comedy Club Production должны были получить у нас разрешение на использование образа Чебурашки из мультфильма, за которое выдается вознаграждение", - говорит г-н Татаринцев.

По его словам, уже на следующей неделе представители ФГУП намерены обратиться к создателям "Самого лучшего фильма" с требованием компенсации. "Сумма компенсации должна быть значительной, учитывая популярность фильма (за первые четыре дня проката фильм собрал 16,5 млн долл. в России. - РБК daily) и характер нарушения. Если нам не удастся договориться, ФГУП, скорее всего, обратится в суд с иском против создателей фильма. А он, вероятно, примет решение и о запрете использования фильма", - предупреждает г-н Татаринцев. Директор по кинопроизводству Comedy Club Production Денис Никифоров уверен, что все права на использование образа Чебурашки в фильме "очищены". "Мы воссоздали рисованный образ Чебурашки с помощью компьютерной графики. И права на использование образа мы приобретали у его автора - художника Леонида Шварцмана", - говорит он. Связаться с г-ном Шварцманом вчера не удалось.

А гендиректор ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм" Василий Шильников говорит, что г-ну Шварцману права на использование образа Чебурашки не принадлежат. "Права на использование персонажей принадлежали советской киностудии. Сейчас эти права принадлежат нам. Но мы и сейчас, отдавая должное авторам, выплачиваем им процент от реализации прав на использование мультфильмов", - говорит он.

Эксперты считают, что спор ФГУП и Comedy Club Production закончится в суде. "Основания для иска очевидны, так как любой персонаж, взятый из мультфильма, не может быть использован без согласия правообладателя. А выяснить, кто является правообладателем, передавали ли авторы свои права "Союзмультфильму", и если да, то на каких условиях, можно только в суде на основании документов", - утверждает заведующий кафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов. Г-н Федотов также отмечает, что на пародийные произведения распространяются другие законодательные нормы. "В мировой практике на создание пародии согласие правообладателя не требуется. У нас в 4-й части ГК также говорится, что создание произведения в жанре пародии на основе другого оригинального произведения допускается без согласия правообладателя. Но признать "Самый лучший фильм" пародией, опять же, может только суд", - говорит он. С ним соглашается директор компании Media Lawyer Екатерина Радковская: "Суд должен будет доказать, насколько были ущемлены имущественные или неимущественные авторские права. Но так или иначе, если претензии ФГУП будут удовлетворены, это может повлечь за собой новые иски для создателей "Самого лучшего фильма".
Ольга Гончарова
01.02.2008

"На пороге стояла маленькая, очень серьезная девочка. - В вашем объявлении, - сказала она, - целых три ошибки."
(Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.)


Более подробно о персонажах и аудиовизуальных произведениях как объектах авторского и иных прав речь пойдет ниже. Вначале поднимем дела не так давно минувших дней.

16КБИтак, Федеральное государственное унитарное предприятие "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". Сайт данного предприятия встречает нас такой, например, непосредственной фразой: "известные деятели анимации, такие как Юрий Норштейн, Федор Хитрук, Александр Птушко, Иван Иванов-Вано, Эдуард Назаров, Гарри Бардин, Клара Румянцева, Эдуард Успенский, Леонид Шварцман оказались причастными к созданию коллекции Фильмофонда Киностудии "Союзмультфильм" ". (Не иначе как вышеназванные товарищи где-то там на стрёме стояли, пока другие героически создавали коллекцию. Ну да ладно, не будем цепляться к словам и читаем дальше.) "Фильмофонд Киностудии "Союзмультфильм" удостоен привилегии продвигать эти фильмы во всех частях мира, и, являясь единственными правообладателями всей коллекции фильмов, созданных на Киностудии "Союзмультфильм", активно борется со всеми формами аудиовизуального "пиратства"".

А теперь история того, как и за какие заслуги ФГУП "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм" удостоился такой чести. (Более подробно и в красках ее излагает Георгий Бородин в своей статье "Прощай, Союзмультфильм. Свидетельские показания".)

Конец 80-х прошлого века. Всемирно известная студия "Союзмультфильм", созданная еще в далеком 1936 году, переживает не лучшие времена. По разным причинам уходят именитые мастера (В.М.Котеночкин, Ю.Б.Норштейн и многие другие), государственное финансирование становится всё жиже, помещения студии всё чаще вызывают "искренний и неподдельный интерес" третьих лиц и т.д.

В 1989 году Госкино переводит студию на аренду сроком на 10 лет (была такая организационно-правовая форма – арендное предприятие (АП)), причем довольно оригинально - без составления описи арендуемого у государства имущества и списка арендаторов. С этого момента АП "Союзмультфильм" получает право распоряжаться коллекцией мультипликационных фильмов.

Что это такое? Это – порядка полутора тысяч лент, снятых с 1936 по 1989 год, из которых где-то 80% мультфильмов – детские. Золотая жила, которая если когда и истощится – то очень нескоро. Дети, как известно, имеют паскудную привычку взрослеть, поэтому целевая аудитория постоянно обновляется. Плюс вторичный рынок (песни и музыка из мультфильмов, аудиокассеты, торговля персонажами, издание книжек по фильмам, продажа фрагментов из мультфильмов для рекламных роликов и других нужд…). Плюс перемонтаж. Плюс… И всё это добро валяется буквально на полу и ждет, кому бы отдаться.

19КБВ 1992 году тогдашний директор АП "Союзмультфильм" С.С.Рожков заключает договор с американской компанией "Films by Jove", созданной бывшим советским актером Олегом Видовым и его женой Джоан Борстейн. Предмет договора – продажа прав на перемонтаж, переозвучание и прокат за рубежом внушительной части коллекции (1259 фильмов). Прибылью американцы должны были делиться с "Союзмультфильмом", но не сразу, а только после того, как окупятся затраты на реставрацию, озвучку и другие процедуры. (Многие работники студии, кстати, расценили этот контракт как убыточный и кабальный. Хотя каких-либо дурных намерений со стороны О.Видова тут вряд ли просматривается, скорее наоборот.)

В 1993 году работники студии впервые выбирают себе директора. Было предложено 3 кандидатуры. Как показали дальнейшие события, из трех зол работники студии выбрали наибольшее. Директором стал молодой и еще малоизвестный тогда С.А.Скулябин.
В числе прочих "славных дел" Скулябин вскоре перезаключает контракт с Видовым на новых, вроде бы более выгодных для студии условиях, по которому, в частности, большая часть фильмов, отданных в распоряжение Films by Jove, возвращается "Союзмульфильму". Как выяснится позже, почти вся "выгодность" новых условий уйдет дочерним фирмам Скулябина, а в числе "репатриированных" окажутся наименее прибыльные фильмы (что облегчало Видову работу по восстановлению и оцифровке пленок, но совсем не отвечало интересам "Союзмульфильма"). Кроме того, новый контракт предоставил "Films by Jove" право продлить его еще на 30 лет (хотя АП "Союзмультфильм", как мы помним, создавалось только на 10 лет).

Постепенно действия нового директора настраивают против него большую часть коллектива. С 1996 года начинается "открытая" фаза противостояния работников студии и директора Скулябина. Причина банальна – желание директора приватизировать коллекцию. По тогдашнему российскому законодательству все арендные предприятия к 1997 году должны были стать акционерными обществами. Примерная схема будущих шагов Скулябина стала к тому времени очевидной всем: 1) акционируем "Союзмультфильм", 2) переводим права на фильмофонд на подставные фирмы, 3) банкротим предприятие. Вот ты и "хозяин медной горы".

Поэтому после нескольких неудачных попыток снять Скулябина по закону, работники и Правление "Союзмультфильма" взяли курс на преобразование студии в государственное предприятие. Но неожиданно столкнулись с "непонятным" саботажем со стороны Мингосимущества. Причем нежелание Мингосимущества возиться с наделением "Союзмультфильма" госстатусом удивительным образом совпадало с интересами директора Скулябина.

В конце 1996 года на "Союзмультфильме" начала работу межведомственная комиссия по проверке деятельности студии. Среди множества прочих пикантных подробностей был, в частности, обнаружен договор Скулябина с некоей фирмой "Мастер-видео" (возглавляемой, по некоторым сведениям, не то любовницей, не то женой Скулябина). По этому договору "Мастер-видео" получало не только права на все ленты, созданные на "Союзмультфильме" с 1936 года, но и на их составные части, перемонтаж, перепродажу, а также на все будущие работы сотрудников студии.

В мае 1997 года созванная по требованию Мингосимущества конференция трудового коллектива практически единодушно проголосовала "за" по трем ключевым вопросам: 1) о придании "Союзмультфильму" статуса государственного унитарного предприятия, 2) о полной поддержке Правления, 3) о безоговорочном увольнении С.А. Скулябина с поста директора. Вот только по четвертому вопросу – кого выбрать новым директором – такого единодушия уже не было. Поэтому в качестве временного и компромиссного решения исполняющим обязанности директора "Союзмультфильма" стал главный инженер Э.А.Рахимов.

Однако уволить Скулябина по закону и на сей раз не удалось: он просто исчез, не доложившись - а уволить человека, находящегося как бы в отпуске, не позволял КЗоТ. Министерство имущества по-прежнему тянуло резину, так что вопрос о том, когда же наконец "Союзмультфильм" станет государственным предприятием, завис в воздухе.

В августе 1997 года Рахимов был зверски избит арматурными прутьями в собственном подъезде и попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Нападавших, как ни странно, найти не удалось. Через неделю после этого Скулябин вернулся из "отпуска" в свой кабинет, причем не один, а с новой охраной. Рахимов был объявлен самозванцем, а его приказы – отменены. Работники "Союзмультфильма" были в шоке.

Однако нежданное появление Скулябина сработало против него же, поскольку теперь вступало в силу постановление о его увольнении. Работники в срочном порядке привезли из больницы Рахимова, Правление немедленно назначило его директором (теперь уже без приставки "и.о.") и даже успело провести через отдел кадров приказ об увольнении Скулябина. Теперь Скулябин был уволен окончательно и с соблюдением всех официальных процедур: решения коллектива, постановления Правления, оформления приказа.

Но была одна проблема: сам Скулябин так не считал. Иначе говоря, он просто послал всех "в пешую эротическую прогулку": и руководителей Госкино с Союзом кинематографистов, и членов Правления, и, естественно, самих работников. В прессе и по телевидению промелькнули тревожные репортажи, но и пресса вскоре затихла. Так начался, как пишет Г.Бородин, двухлетний период оккупации "Союзмультфильма" самозванцами.

Как же на это среагировало государство в лице прокуратуры, МВД и прочая? Мягко выражаясь, крайне индифферентно. Мол, это ваши тёрки, ребята, вы и разбирайтесь – через суд там али еще как. Возможно, коллекция мультфильмов не казалась тогда достаточно аппетитным куском, чтобы начинать из-за него грызню. В итоге, "Союзмультфильм" остался последним представителем вымершего рода арендных предприятий и оказался, как говорится, "вне правового поля".

Кстати говоря, ни Госкино, ни Союз кинематографистов, ни Мингосимущество, ни Правительство РФ Скулябина директором никогда не признавали, во всех документах он значился как "бывший директор". Экспертиза Минтруда также признала процедуру увольнения законной. Но на территории "Союзмультфильма" российские законы не действовали.

Какая атмосфера сложилась за эти годы на студии – представить несложно. Выражаясь словами Игоря Губермана, "непросто думать о высоком, паря душой в мирах межзвездных, когда вокруг под самым боком сопят, грызут и портят воздух."

У работников, по сути, оставался единственный выход – рассылать по госструктурам сигналы SOS. (Кстати, "силовой" вариант решения вопроса тоже рассматривался, но Правление поостереглось лечь под новую "крышу" с непредсказуемыми последствиями.) Угроза потерять единственную базовую мультипликационную студию и права на национальное достояние – советские мультфильмы, в конце концов, возымели действие (при поддержке Д.С.Лихачева, Ф.С.Хитрука и других). В феврале 1998 года президент Б.Н.Ельцин дает поручение навести на "Союзмультфильме" порядок и преобразовать его в ГУП.

Часть 2
Часть 3

Tags: copyright
Subscribe

  • Про «битые» нейронные связи

    Навеяло предыдущим постом. Предлагаю в порядке обмена опытом поделиться «битыми секторами» в своей голове. Имеются в виду когнитивные…

  • Немного фоменковщины

    Вот не было печали – купила баба порося. Озадачился тут на сон грядущий, казалось бы, вполне тривиальной задачей: подсчитать, сколько моих…

  • Мысли по 300 у.е.

    Любая мысль, как и любое приобретение, делает ее носителя своим заложником, в той или иной степени. Условно скажем, в степени Х. Если мысль была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments